pingvin_fly (pingvin_fly) wrote,
pingvin_fly
pingvin_fly

Армения, Ереван - Часть III. Поезда

Вроде худо-бедно заработал жж, тогда продолжаем разговор про волшебный город Ереван.
Питая необъяснимую тягу ко всякого рода рельсовому транспорту, а особенно к железным дорога и детским железным дорогом, на этот раз расскажу про Ереван в этом ключе - сквозь призму жд, метро и джд ;)



I. ЖД:

Совсем недалеко от центра расположен жд-вокзал. Красивый, чистый, ухоженный и недавно отреставрированный. НО! Увы, практически не востребованный. Поезда внутреннего сообщения - ходят редко, билеты на них дороги, да и время в пути занимаю не в пример больше вездесущим маршруткам. Например, расстояние Ереван-Гюмри шустрая маршрутка преодолевает примерно за 1 час 40 минут, а поезд будет тащиться все 3-4 часа. 
Международное сообщение так и вообще отсутствует, не считая Тбилиси (и вроде бы ещё Батуми), на поезде из Еревана никуда толком и не уедешь.
Может быть, именно поэтому вокзал в таком хорошем состоянии, что пассажиропоток минимален?



Жд вокзал - вид изнутри:



Об этимологии. Вообще-то я давно была наслышана о данной версии происхождения слова "вокзал", правда, мои познания в этой области распространялись на вокзалы Лен. области:



Зал ожидания:



4 вагона поезда Ереван-Тбилиси вмещают абсолютно всех желающих и ещё масса свободных мест остаётся.
Если бы не самолёт вылетающий ближайшей ночью в Москву, я бы вряд ли совладала с собой и уехала бы в Грузию)))



Элементы декора со стороны перрона:



На вокзал я пришла специально, то есть он был одним из пунктов моей экскурсионной программы. Здесь же обнаружился небольшой жд-музей, правда, к моему приходу уже закрытый( :



Когд я блуждала по перрону с фотоаппаратом и откровенно нарывалась на встречу с сотрудниками правопорядка, ко мне всё-таки подошёл милиционер и поинтересовался с какой целью и что я фотографирую. Удовлетворившись моим ответом: "Я люблю поезда!" Разрешил фотографировать дальше:



По-моему, совершенно завораживающая крыша:



Перейдя пути, моё внимание привлёк паровоз на постаменте, спрятанный за решёткой забора. Калитка оказалась открытой:



Данный музей представлен одним экспонатом в виде старенького "Эшака" и одного вагона, который, видимо, можно посетить в рабочие часы музея:



"Эшак" - самая распространённая и многочисленная серия паровозов, по количеству и продолжительности выпуска даже занесённые в Книгу рекордов Гинесса. Это был первый паровоз, имевший осевую формулу 0-5-0! Изначально разрабатывался для нужд Владикавказской жд, для тяги тяжёлых грузов на линиях со сложным профилем. Далее эта модель распространилась по всему миру. Действовали практически на всей сети советских жд до 1980-х годов:



Параллельно жд путям проходит ветка метро, которое здесь выходит на поверхность. Вид вокзала практически с метро-путей:



Ну, и ещё не много зала ожидания - пассажиропоток на столько мал, что он фактически не нужен..., ну разве что он дождя прятаться... :



II. Метро:

Удивительное дело, но почему-то рельсовый транспорт совершенно не востребован в Армении вообще и в Ереване в частности. А жаль. Если на вокзал я пришла пешком, то уехала обратно на метро.
Ереванский метрополитен насчитывает всего 10 станций, 12,1 км пути и одну единственную линию, не считая одного ответвления с одной станцией.
Все станции типовые, с одним входом-выходом и глухой стеной, то есть ничего особенного, но нам привычные. А вот наземные вестибюли совершенно ничем не примечательные, ну, если только непонятного назначения труба на станции Еритасардакан (Молодёжная) и фонтан у входа на станцию Ханрапетутиан храпар (Площадь Республики).
Станция метро Маршал Баграмян, с бюстом самому Баграмяну у глухой стены:



Платформа на станции Маршал Баграмян:



Я думаю любой, кто хоть раз ездил в московском метро обращал внимание на то, что там жарко - причём в любое время года. А это всё от количество народа в московской подземке, не зря бомжи считают за удачу проникнуть в метро погреться. Так вот, ереванское метро - холодное! Потому что здесь нет людей! Мне кажется, что здесь даже нет такого понятия, как час пик в метро. Раз нет людей, наверное, поэтому и поезда курсирую всего в два вагона - смотрятся эти коротышки довольно забавно:



Станция Барекамутюн/Дружба. Пано на глухой стене изображает братство между армянским и русским народами:



Схема ереванского метрополитена. красным обозначены - действующие станции и действующая линия, синим - проектирующаяся:



Букава "М" по нашему))) Вход на станцию Ханрапетутиан храпар/Площадь Республики:



Думаю, отдельно стоит отметить бдительность работников ереванского метро. Я, конечно, знала, что такие места, как жд-вокзал или метро являются режимными объектами, но надеялась прикинуться валенком, если вдруг, то сказать - простите дядя/тётя, а я и не знала. К слову сказать, на жд-вокзале всё прошло довольно гладко. А вот в метро моя идея сфотографировать все 10 станций не увенчалась успехом. Успев отснять пару станций и выйдя на третьей, на меня налетела женщина в форме и категорически запретила снимать! То есть они меня отследили ещё с предыдущей остановки. Вот оно как!
Для интересующихся интересный сайт с информацией о ереванском метро. И там есть фотки Еревана зимой - не думала, что там бывает СТОЛЬКО снега! 

III. Детская железная дорога:

И ещё один, совершенно неожиданный для меня, аттракцион на рельсах в армянской столице - ДЖД. 
Для тех, кто не в курсе, повторюсь: ДЖД - это узкоколейная жд, с маленькими паровозами/тепловозами и маленькими же вагончиками, на которой работают дети. Здесь ребята проходят летную практику, закрепляя материал, полученный в кружках юнного железнодорожника. Такие кружки и базы для практики были распространены по всему Советскому Союзу. Сейчас дело с ним обстоит,  конечно, плачевно. Что очень обидо, потому что, с одной стороны - это отличный вид детского досуга, а с другой - монументальный городской аттракцион. Надо понимать, что ДЖД строились в полном соответствии с обычной жд. 
Во всех городах, где я бываю, стараюсь посетить эти места, если они, конечно, сохранились. Пока самая протяжённая ветка ДЖД (из мной виденных) - в Челябинске, а самая роскошная - в Минске. Ереванская ДЖД, к сожалению, находится в плачевном состоянии. Ещё пару лет и от былого великолепия не останется и следа. Да и дети здесь уже давно не работают. Дорога обслуживается взрослыми в летние месяцы и в хорошую погоду. Мне вот покататься здесь так и не довелось. Из трёх существующих станций действует одна, остальные две - просто заброшены.
Некогда монументальный вокзал станции Айреник/Родина, построенный из туфа в армянском стиле, давно уже обветшал:


 
Ереванская ДЖД находится в городском парке в ущелье реки Раздан, (Детский парк) недалеко от Ереванской ГЭС. Сам вокзал расположен над водной протокой. Помимо станции Айреник имеется ещё две станции (ныне не действующих) - Пионеракан/Пионерская и Урахутюн/Радостная.
Вид на здание вокзала и два открытых вагончика "дилижанс" с путей. Именно в них и катают пассажиров:



Не работающий паровоз 159-434 и действующий тепловоз ТУ2-096:



Два пассажирских вагона PAFAWAG:



Артефакты:



Паровоз 159-434:



Остатки тепловоза ТУ2-116 в тупике на станции Айреник. В 2009 году здесь ещё стоял тендер паровоза 159-434, в мае 2011 его уже не было:



Лестница, ведущая от вокзала Айреник в Детский парк:



Остатки былого великолепия - интерьер вокзала:



Вид на знание вокзала с лестницы Детского парка:



Скульптура в Детском парке напомнила мне истукана с острова Пасхи:



Один из двух вагонов PAFAWAG. Грустно:



Текстура:



Тем, кто окажется в этих краях искренне рекомендую прокатится по маршруту ДЖД. Может быть дух советской романтики уже и потерян и подвижной состав уже не тот, но само место - ущелье Раздана - заслуживает того, что бы им полюбоваться, а окно маленького паровозика не самое плохое место для этого...
Подробнее о Ереванской ДЖД.

Далее - озеро Севан...
Tags: travel, Армения, Ереван, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments